15 апреля 1934 года образована Южно-Уральская железная дорога.
В 1934 года в целях эффективного и грамотного управления советскими магистралями произошло разукрупнение ряда железных дорог Советского Союза, так как пропускная способность железных дорог Урала не позволяла полностью обеспечить потребности растущих советских предприятий в промышленных перевозках в период индустриализации страны. Согласно приказу народного комиссара путей сообщения от 4 января 1934 года «О разделении Пермской ж. д.», из состава Пермской железной дороги с 1 июня 1934 года должна была выделиться Южно-Уральская железная дорога, с управлением в городе Челябинске. Фактически дорога вступила в действие с 15 апреля 1934 года. В приказе народного комиссара путей сообщения от 11 апреля 1934 года было указано: «…Считать приступившими к нормальной работе: Управление Восточно-Сибирской железной дороги с 10.04. и Управление Южно-Уральской железной дороги с 15.04.1934 г.».
Серьезным испытанием и проверкой возможностей дороги стала Великая Отечественная война 1941–1945 годов. С июля по ноябрь 1941 годы из прифронтовой территории на восток страны было эвакуировано 1360 промышленных объектов. Для обслуживания вновь возникших заводов и предприятий был построен ряд новых железнодорожных линий.
В настоящее время Южно-Уральская железная дорога является одной из важнейших магистралей России, связывающих Сибирь и Дальний Восток с Европейской частью страны, Северный Урал со Средней Азией и Казахстаном. Она включает 4 отделения: Челябинское, Курганское, Оренбургское, Петропавловское и проходит по территории семи субъектов Российской Федерации и Северного Казахстана. На магистрали расположены такие крупные промышленные центры как города Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Оренбург, Орск, Новотроицк, Медногорск и Курган.
Источники:
Лоскутов С.А. Южно-Уральская магистраль в первой четверти XX века / Научная статья // Вестник Челябинского государственного университета. – Челябинск, 2004. – № 1. – С. 136–144.
Вечерний Оренбург. – 2004. – 5 августа.