6 марта (22 февраля по старому стилю) 1874 года утвержден Устав Общества Оренбургской железной дороги.
Впервые о строительстве железной дороги заговорил губернатор Оренбургского края Александр Безак в 1864 году. Он предложить построить железную дорогу между городами Оренбургом и Самарой. Но эта идея не получила распространение.
Лишь в 1873 году при новом генерал-губернаторе Николае Крыжановском в городе Оренбурге было создано акционерное общество по строительству железной дороги. С этого времени были начаты работы по составлению проекта Самаро-Оренбургской железной дороги и поиск денежных средств на ее строительство.
22 февраля 1874 году императором Александром II был утвержден Устав общества Оренбургской железной дороги. Первое общее собрание акционеров состоялось 14 апреля. Акционерное общество обязывалось построить железную дорогу от правого берега реки Волги через город Самару до города Оренбурга.
Строительство Самаро-Оренбургской железной дороги вело частное акционерное общество Московско-Казанской железной дороги. На сооружение дороги было затрачено 30 миллионов рублей. По сведениям периодической печати строительство Самаро-Оренбургской железной дороги предполагалось завершить в мае 1877 года. По этому поводу газета «Оренбургский листок» 17 октября 1876 года писала о том, что полное открытие железной дороги последует лишь в мае будущего года. Данный срок был установлен и в условиях постройки. В то же время уже были положены рельсы и сооружен мост через реку Сакмару. 22 октября 1876 года состоялся первый проезд через мост – главные работы по строительству железной дороги были окончены. Официальное открытие дороги и железнодорожного вокзала состоялось 31 декабря 1876 года.
Источники:
ОГАОО. Ф. Ф-10. Оп. 9. Д. 13. Л. 10, 100, 117–117 об.
Оренбургский листок. – 1876. – 17, 24 октября, 1877. – 1 января.