В нескольких строчках – вся жизнь

Простенький пригласительный билет образца 70-х годов. Краткий текст: «Уважаемый товарищ, Исполком Новотроицкого городского Совета народных депутатов приглашает Вас на празднование дня рождения города и торжественную церемонию присвоения звания «Почетный гражданин города Новотроицка» заслуженной учительнице школы РСФСР Поживитько Александре Павловне, которая состоится 8 апреля 1978 года в 17 часов в большом зале Дворца культуры металлургов».

Казалось бы, всего несколько строк, но в них сформулировано высочайшее достижение замечательного педагога, знаменитого директора школы № 14 А.П. Поживитько, из-под чьего крыла вышли сотни достойных граждан. Этот документ, хранящийся в архиве Новотроицка, – отличная отправная точка для рассказа о ней.

От первого лица

В МКУ «Архив» Новотроицка хранится биография А.П. Поживитько, составленная ею самой. Александра Павловна пишет, что родилась она 1 января 1926 года в селе Ново-Киевка Гайского района. Ее отец умер рано – как раз в тот год, когда наша героиня стала первоклассницей. В 1943 году девушка с отличием закончила школу и была направлена на 10-месячные курсы подготовки учителей математики при Орском педучилище, по окончании которых стала учительницей в Ново-Николаевской средней школе. Преподавала математику и физику. В августе 1945-го молодая учительница с мужем уехала в Запорожскую область, но в 1948 году вернулась в Новотроицк. Начала работать в ремесленном училище № 10.

К слову, это было образцовое учебное заведение. Оно по праву считалось кузницей кадров для комбината и строительных организаций. Техническое обеспечение по нынешним временам было не на высоте. «На вооружении учителей в то время была маленькая доска, кусок мела и задачник. Никаких предметных кабинетов не было и в помине. Методической литературы не хватало. Пользовались предметными журналами. Помню, как в 1955 году я, погостив у родственников на Львовщине, везла оттуда чемодан дидактического материала на украинском языке». Но такое положение вещей с лихвой компенсировалось энтузиазмом – и педагогов, и их подопечных. «Дети в большинстве своем шли в школу за знаниями и в основном учились на совесть», – отмечала наша героиня.

Но вернемся к автобиографии. В ней Александра Павловна писала, что в 1950 году она стала работать учителем математики  в школе № 1, в 1961-м была назначена ее завучем, а в 1967-м была переведена директором в школу № 14 (современный лицей № 1), где и проработала до выхода на пенсию. Указывает А.П. Поживитько и еще один важный для нее год: 1955, когда она заочно закончил Оренбургский пединститут.

И вновь дополним речь нашей героини. В характеристиках указано, что Александра Павловна проявила себя умелым, инициативным руководителем педагогического коллектива. Средняя школа № 14 под ее руководством стала одной из лучших в городе. А по итогам 1976-1977 учебного года она стала победительницей социалистического соревнования, успеваемость составила 99,3 процента, на «4» и «5» обучалось 35,8 процента школьников.

В чем заключался секрет педагогического успеха Александры Поживитько?

Трудом наполненные будни

Зимой 1968 года, выступая на традиционном педагогическом «Огоньке», Александра Павловна пожелала молодым учителям, чтобы в их груди разгорелось пламя любви к детям. В ее словах – ни капли праздничной патетики: она на своем опыте знала – лишь истинная любовь к детям дает возможность учителю эффективно трудиться в режиме 24/7. Ее собственный рабочий день – тому подтверждение. Вот как он описан в статье «В школе вся жизнь», опубликованной в 1973 году:

«Пока Александра Павловна Поживитько дойдет после урока до своего директорского кабинета, добрый десяток раз к ней обратятся по разным делам и ученики, и учителя, многих она остановит сама. Каждый день она бывает на уроках, наблюдает за ребятами. А по средам все 5-6 часов занятий посвящает одному классу». Вечерами, когда дети уже дома, а срочные организационные вопросы решены, директор Поживитько занималась своей «бухгалтерией»: изучала классные журналы, дневники поведения, чтобы знать, с кем из ребят нужно поговорить, какому педагогу стоит оказать методическую помощь, да и просто дать профессиональную подсказку.

Советы Александры Павловны с благодарностью принимали и молодые специалисты, и педагоги с большим стажем. Да и сама она никогда не оставалась глухой к конструктивным предложениям, от кого бы они ни исходили: руководителей, коллег, учеников.

К примеру, однажды классный руководитель Валентина Николаевна Поспелова предложила организовать для школьников клуб «Зеркало». Объяснила: он будет способствовать самопознанию и самовоспитанию подростков, давая возможность свободно общаться на интересующие их темы. Так в школе появилась структура, выполняющая, как сегодня сказали бы, функцию психологической поддержки. 

Или вот еще один – не менее красноречивый пример. Как-то Александра Павловна увидела своих учеников на так называемой дикой танцплощадке и высказала им свое неудовольствие: «Мне просто стыдно за вас. Не умеете танцевать. Скачете, как заводные игрушки». На это пристыженные дети спросили «А где учиться?», и Поживитько поняла: на этот вопрос нужно отвечать не словом, а делом. Изучив передовой опыт, она организовала в школе уроки ритмики для малышей и танцевальные занятия – для старшеклассников.

А еще по ее инициативе в школе были созданы кружок лесничества, музыкальная студия, в программе которой – игра на фортепиано, и многое другое.

И конечно, много времени наша героиня, как лектор местного общества «Знание», уделяла подготовке к выступлениям и написанию статей. Ее любимые темы – проблемы морали, детско-родительских отношений, вопросы образования. Это можно понять из заголовков ее публикаций, размещенных в местных газетах: «Урок воспитывает», «Улучшать преподавание математики», «Авторитет родителей», «Хозяин или раб вещей», «В контакте с семьей».

Так называемые трудные дети занимали особое место в сердце Александры Павловны. Она делала все, чтобы ребята, волею судьбы оказавшиеся в сложной жизненной ситуации и зачастую лишенные должной родительской заботы, обрели в школе даже не второй, а первый дом.

И нельзя не сказать, что немало часов в графике и без того занятой женщины занимала общественная работа: довелось ей быть и депутатом Горсовета, и членом пленума городского комитета КПСС.

Ради главной цели

Вся педагогическая деятельность Александры Поживитько была подчинена главной цели, которую можно лаконично сформулировать буквально в двух словах – воспитание Человека. Она была уверена: для этого недостаточно просто подготовить ребенка к взрослой жизни, дать ему – пусть даже очень обширный – комплекс научных знаний. Ему нужно привить порядочность, включающую в себя и безукоризненную честность, и благородство, и чуткость, и человечность. И коллектив Александры Павловны успешно справлялся с этой задачей. По воспоминаниям современников, в 14-й школе никогда не пропадали потерянные или забытые вещи: все они неизменно возвращались владельцам. Ребята знали: взять чужое – непорядочно, равно как и нарочно испортить парту, наглядное пособие или учебник.

А еще воспитанники Александры Павловны быстро понимали: жизнь приобретает смысл только тогда, когда человек помогает другим. К такому выводу их подводил правильно организованный учебно-воспитательный процесс. Школьный год начинался с операции «Радость – Людям». Октябрята и пионеры инспектировали территорию подшефного микрорайона и на заседании совета дружины сообщали товарищам, где требуется реальная помощь. Затем классам выдавались трудовые задания, в том числе – и  визиты к ветеранам войны и труда. Причем, каждый такой визит не становился разовым мероприятием, а перерастал в крепкую дружбу: старших товарищей приглашали на школьные мероприятия, для них готовились праздничные сувениры.

Присвоено учениками

Александра Павловна была, несомненно, счастлива, принимая из рук председателя городского Совета народных депутатов Леонида Сидоровича Щура символический ключ от города. Для нее самой присвоение высокого звания не было финалом трудового пути. Впереди было еще много педагогических успехов.

А что стало самым главным достижением нашей героини? Возможно, неофициальное, но не менее почетное звание – «Любимая учительница», присвоенное ей армией благодарных учеников. Многие их них с готовностью подписались бы под словами старшеклассницы Валентины, которая написала в сочинении на тему «Герой нашего времени» следующее:

– Когда меня спрашивают, с кого в жизни беру пример и на кого стремлюсь походить, не задумываясь отвечаю: на нашу добрую наставницу, старшего товарища, умного воспитателя, талантливого педагога, директора и просто хорошего человека – Александру Павловну. Мне героя на стороне искать не нужно, он всегда рядом со мной».

Справка: За плодотворный труд на ниве педагогики и активное участие в общественной жизни А.П. Поживитько были присвоены звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» и «Почетный житель города Новотроицка». Среди ее многочисленных наград – орден Трудового Красного Знамени, юбилейная медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», значок «Отличник народного просвещения». Помимо этого, Александра Павловна занесена в Книгу почета городской пионерской организации и в областную «Книгу почета».