Профессиональное сообщество продолжает обсуждать перспективы и проблематику объединения государственных архивов

i

На вопросы, волнующие профессиональное сообщество и традиционно возникающие в ходе реформ, Председатель комитета по делам архивов Оренбургской области Ирина Останина ответила в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы». Интервью предшествовали многочисленные встречи с руководителями и специалистами всех подразделений Государственного архива Оренбургской области (ГБУ «ГАОО») и Оренбургского государственного архива социально-политической истории (ГБУ «ОГАСПИ»), вопросы предстоящего слияния архивов обсуждались на общественных слушаниях с приглашением членов коллегии и общественного совета при Комитете.

Отвечая на вопросы журналистов Ирина Останина, в частности, подчеркнула, что архивы не ликвидируются – новое архивное учреждение будет создано путем реорганизации в форме слияния государственного бюджетного учреждения «Государственный архив Оренбургской области» и государственного бюджетного учреждения «Оренбургский государственный архив социально-политической истории».

Что самое важное – реорганизация не предполагает сокращений, количество сотрудников нового учреждения будет равно фактической численности двух действующих архивов. Более того, у специалистов появится возможность перейти в другие структурные подразделения с учетом их пожеланий и профессиональных навыков. За счет ликвидации задвоения отдельных должностей появится возможность создать новые структурные подразделения, призванные решать современные задачи отрасли (например,  центр автоматизированных архивных технологий и оцифровки архивных документов, лаборатория реставрации архивных документов, отдел генеалогических исследований, сектор издательской деятельности).

Решать серьезные проблемы материально-технической базы, в том числе по размещению архивных фондов, приобретению необходимой техники, развитию издательской деятельности, будет легче, объединившись в одно архивное учреждение. Тем более что в настоящее время учредитель в лице Комитета вплотную занят решением проблемы обеспечения сохранности архивных документов и обеспечением безопасности сотрудников Государственного архива, оказавшихся в здании, признанном аварийным.

Ирина Останина отметила, что идея объединения госархивов не нова. Начиная с 2017 года, она активно обсуждалась в профессиональном сообществе. За эти годы был внимательно изучен опыт других регионов Российской Федерации, которые проходят путь объединения с 1999 года. В настоящее время объединенные архивы созданы более чем в 50 субъектах страны.

– К примеру, наш Приволжский округ разделился примерно пополам – в 6 из 14 субъектов архивы объединены, – говорит Ирина Останина. – Я буквально на прошлой неделе была с рабочим визитом по обмену опытом в Башкортостане, который прошел этот путь в 2015 году и успешно работает единой командой.

Предложения о перспективах развития архивной отрасли в целом и государственных архивов области, в частности, разработанные Комитетом по делам архивов Оренбургской области, были обсуждены не только с коллегиальными и общественными структурами, но и с ветеранами отрасли и нашли положительный отклик у таких маститых ветеранов архивного дела, как Светлана Михайлова Муромцева, возглавлявшая архивную службу с 2002 по 2014 годы, Татьяны Сергеевны Паниной, служившей директором Центра документации новейшей истории Оренбургской области (ныне Оренбургский государственный архив социально-политический истории) с 2011 по 2015 годы. Каждая из них отдала архивной службе более 30 лет жизни и душой болеет за судьбу отрасли.

В интервью также был затронут животрепещущий вопрос строительства нового здания Государственного архива.

Ирина Останина проинформировала, что   проект нового здания для архива с привязкой к земельному участку на ул. Автомобилистов был разработан в 2019 году и успешно прошел государственную экспертизу. Понятно, что это финансово емкий объект строительства и самостоятельно с этой задачей региональный бюджет не справится. Поэтому в Правительстве области рассчитывают на вхождение данного проекта в федеральную адресную инвестиционную программу.

– Вместе с тем перед нами остро стоит  задача по перемещению сотен тысяч единиц хранения из аварийного помещения, закупив при этом все необходимое оборудование для размещения документов. Причем сделать это до наступления дождей и холодов, – говорит Председатель комитета. – Поэтому параллельно решается вопрос о выделении дополнительных средств, ведется активный поиск здания, которое можно было бы арендовать и временно приспособить под нужды архива. Это не просто, поскольку к зданиям под хранение документов предъявляются серьезные требования – от расчетной нагрузки на конструктив здания до установленной температуры, влажности и так далее. Есть несколько вариантов аренды, которые в настоящее время прорабатываются.